ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПОДПИСКА

Налоговый практик N 30

   

Советы не постороннего

Обзор законодательства

Из проверенных источников

 

Советы не постороннего

 13 октября в Новосибирске состоялся Сибирский профессиональный налоговый форум на тему: «Экономико-правовые последствия принятия определения Конституционного суда России от 08.04.2004 г. № 169-О».

То ли время было выбрано неудачное, то ли число 13 кого-то напугало, однако на форуме собралось не многим более 20 заинтересованных лиц, среди которых были и те, чьи предприятия уже ощутили на себе последствия от применения новинок, внесенных в правоприменительную практику определением  № 169-О.

В том, что на форум собралось не столь много людей, был определенный плюс – собравшихся вместе людей не захлестнули эмоции. Форум не превратился в митинг. Произошла деловая и конструктивная дискуссия, на которой, не смотря на отсутствие представителей налоговых органов, были представлены все мнения по поводу злосчастного определения. Нашлись защитники позиции Конституционного суда, которые оправдывали появления определения № 169-О необходимостью борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, обогащающимися за счет возмещения налогов из казны. Противники определения, коих было большинство на форуме, подчеркнули юридическую несостоятельность и противоречивость многих положений указанного судебного акта. Возможно, что судьи руководствовались благими намерениями и защищали интересы государства. Однако указанным определением КС РФ фактически дополнил налоговое законодательство новыми определениями и ввёл дополнительные условия применения вычета по НДС. Конституционный суд указал на то, что для получения права на вычет НДС, уплаченного поставщику, налогоплательщик должен понести реальные затраты. Такая трактовки не предусмотрена Налоговым кодексом РФ

Все собравшиеся были едины в одном, что если данный документ будет широко применяться арбитражными судами и налоговыми органами, то это означает, что государство при активной помощи судебной власти, вновь пытается изменить уже сложившийся правовой и экономический порядок в свою пользу.
Участниками форума было подчеркнуто, что еще рано говорить об изменении сложившейся судебной и правоприменительной практики по возмещению НДС, оплаченному заемными средствами, однако уже заметна тревожная тенденция, поскольку всем известно, что с момента, когда стало известно об определении № 169-О, уже состоялось несколько судебных решений, в которых ФАС округов согласились с позицией налоговых органов. Кроме того, многим из собравшихся на форуме известны случаи, когда налоговики, в ходе камеральных и выездных налоговых проверок, специально запрашивают кредитную документацию налогоплательщика, и даже отказывают в возмещении НДС, оплаченного заемными средствами.

Сибирский профессиональный налоговый форум – часть общероссийского движения, вызванного принятием Конституционным судом Российской Федерации определения № 169-О. Следуя примеру сообществ Москвы, Екатеринбурга и других городов России, где уже прошли подобные форумы, сибиряки выработали тезисы итоговой резолюции. В этом документе участники форума выразили свое отношение к определению № 169-О и подчеркнули, что последствия применения содержащихся в нем новаций будут губительны для всех субъектов экономики.
Итоговый документ сейчас готовится участниками форума и в ближайшее время будет опубликован для изучения. Желающие поддержать идеи форума могут присоединиться и подписать данный документ. Проект резолюции находится у координатора проекта Панагушина Остапа Витальевича тел.: 340-354, e-mail: ostap_panagushin@mail.ru). Текст проекта резолюции размещен на сайте «Налогового практика» -  http://balans.ru/ru/articles/7/article_85.html 

В заключение, несколько советов не постороннего.
Участвуя в форуме, было приятно заметить, что в отсутствие представителей налоговых органов, нам удалось не скатиться к одной только критике определения Конституционного суда и выслушать весь спектр мнений.
Хорошо, что участники форума даже не стали обсуждать налоговые схемы, существующие для обхода новаций, введенных определением № 169-О. Все были едины во мнении, что подобные действия означали бы юридическое и фактическое признание данного судебного акта.
Не хорошо, что совершенно не была обсуждена возможность наладить взаимодействие участников форума между собой, с целью информирования друг друга и остальных заинтересованных лиц о всех значимых событиях вокруг определения КС, происходящих на территории Новосибирской области и Сибирского региона.
Думаю, что наряду с направлением резолюции Сибирского налогового форума всем ветвям законодательной и исполнительной власти Российского государства, следовало бы встретиться с народными избранниками от Новосибирской области, которым поручить донести нашу волю и наши предложения непосредственно до законодателей.

В целом, я считаю, что первый опыт сотрудничества различных Новосибирских специалистов по налогообложению, в рамках Сибирского налогового форума, положительный и в дальнейшем следовало бы шире использовать возможности форума для решения других проблем налогового права.

Игорь Афанасьев

 

Вернуться в начало

Обзор текущего законодательства

Федеральное законодательство

Федеральный закон от 4 октября 2004 г. N 124-ФЗ "О внесении изменения в статью 277 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Изменяется наименование статьи 277 НК РФ "Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации". Слова "(фонд) организации" заменены словами "(фонд, имущество фонда"). Данная поправка устраняет неопределенность в применении статьи и позволяет распространить ее действие на пайщиков инвестиционных фондов, в отношении которых будет действовать тот же порядок налогообложения, что и в отношении акционеров акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, пайщиков производственных кооперативов.
Действие Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39 "О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства"

Разъясняется, что в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обращаться в налоговый орган по месту своего учета. По вопросам применения законодательства о налогах и сборах, налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Подчеркивается, что одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика или налогового агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. К таким разъяснениям следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. При этом не имеет значения, адресовано ли разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.

Приказ МНС РФ от 29 сентября 2004 г. N САЭ-3-09/508@ "Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц"

В целях обеспечения публикации сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, учреждается журнал "Вестник государственной регистрации".
 

Для налогоплательщиков Новосибирской области

Закон Новосибирской области от 29 сентября 2004 г. N 219-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" (не вступил в силу)

В Закон Новосибирской области от 16 октября 2003 г. N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" внесены следующие изменения: для инвесторов, осуществляющих производственную деятельность по реализации прошедших конкурсный отбор инвестиционных проектов, установлены новые дифференцированные ставки по налогу на прибыль для исчисления суммы налога в части, зачисляемой в областной бюджет. Расширен перечень объектов мобилизационного назначения, по которым установлена льгота по земельному налогу за занимаемыми этими объектами земельные участки. От уплаты налога на имущество освобождаются организации в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Новосибирской области, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных дорог. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается администрацией Новосибирской области.

Закон принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 23 сентября 2004 г. N 219-ОСД, вступает в силу не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций. Отдельные установленные настоящим Законом льготные ставки по налогу на прибыль для инвесторов действуют в период с 1 января 2004 г. по 31 декабря 2004 г. г. Действие льгот по земельному налогу для объектов мобилизационного назначения и по налогу на имущество распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.

Закон Новосибирской области от 29 сентября 2004 г. N 226-ОЗ "О внесении изменений в Закон Новосибирской области "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Новосибирской области"

Изменениями, внесенными в Закон Новосибирской области от 15 июня 2000 г. N 103-ОЗ, установлено, что для получения лицензии соискатель представляет в лицензирующий орган копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя и (или) свидетельства о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе. В случае утраты лицензии новая лицензия выдается на период действия утраченной лицензии на основании заявления и ранее представленных документов, если срок их действия не истек и при наличии документа, подтверждающего оплату за год действия лицензии. Закон дополнен новым основанием аннулирования лицензии - осуществление розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13% объема готовой продукции в случаях, если лицензия выдана с ограничением процента содержания этилового спирта в объеме готовой продукции.

Закон принят постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 23 сентября 2004 г. N 226-ОСД и вступает в силу со дня его официального опубликования (опубликован в Газете "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" от 1 октября 2004 г..N 44)

 

Для налогоплательщиков Иркутской области

Закон Иркутской области от 30 сентября 2004 г. N 43-ОЗ "О внесении изменений в статью 1 Закона Иркутской области "О пониженной ставке налога на прибыль организаций в отношении сумм, зачисляемых в областной бюджет"

В соответствии с данным Законом пониженная ставка налога на прибыль организаций в отношении сумм, зачисляемых в областной бюджет, для налогоплательщиков, осуществляющих инвестиционную деятельность, направленную на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей Иркутской области, посредством приобретения машин, оборудования, инструмента, инвентаря, племенного молодняка сельскохозяйственных животных и птиц, проведения проектно-изыскательских работ, нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения сельскохозяйственного производства, увеличена с 13 процентов до 13,5.

Ставка налога на прибыль организаций, используемая для определения фактически затраченной налогоплательщиком суммы в налоговом периоде на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, увеличена с 17 процентов до 17,5.

 

* Субъекты Российской федерации, входящие в состав Сибирского федерального округа

Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Читинская область, Агинский Бурятский АО, Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Усть-Ордынский Бурятский АО, Эвенкийский АО

В обзор нами отобраны новые федеральные и региональные нормативные акты, так или иначе затрагивающие обязанность налогоплательщиков по своевременной и полной уплате налогов и сборов. Подборка сделана на основе информации,  размещенной на серверах информационно правовых систем "Гарант", Кодекс",  "Референт".

Вернуться в начало

Из проверенных источников

Суд разрешил переоформлять счета-фактуры

ФАС Северо-Западного округа обоснованно заключил, что законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на представление налогоплательщиком в налоговый орган в обоснование правомерности применения налоговых вычетов переоформленных счетов-фактур. Такой вывод следует из Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.09.2004 N А26-3104/04-28

"Клерк.Ру"

Налоговики будут лично заинтересованы в результатах проверки

По предложению МЭРТа, работа чиновников уже в 2005 году будет оплачиваться по результатам. Министерство уже готовит соответствующий указ президента. В нем будут перечислены должности госслужащих, по которым возможна оплата по результатам. Нововведения затронут "среднее звено", начиная от ведущего специалиста и заканчивая заместителем директора департамента. Из этого можно сделать вывод, что, так как налоговики относятся к госслужащим, они будут лично заинтересованы в выявлении случаев ухода от налогов и повышении сборов. Поэтому, возможно, проверки после подписания указа будут иметь более жесткий характер.

 Двойная Запись

Сроки подачи документов на подтверждение нулевой ставки НДС

Минфин России в письме от 24.09.2004 № 03-04-08/73 разъяснил, с какого момента следует отсчитывать 180 дней, которые даются налогоплательщику для подачи документов, обосновывающих применение нулевой ставки НДС.
По мнению министерства, этот срок начинается с даты отметки таможенного органа на грузовой таможенной декларации «Выпуск разрешен».
В документе также напоминается, что пени, уплаченные налогоплательщиком за несвоевременное представление документов, подтверждающих применение нулевой ставки НДС, при последующем представлении этих документов не возвращаются.

Суд может разъяснить Определение № 169-О

Минфин России надеется, что Конституционный Суд РФ в ближайшее время даст разъяснения по Определению от 08.04.2004 № 169-О. Об этом сообщил в конце сентября Министр финансов РФ А.Л. Кудрин на заседании Правительства РФ, посвященном вопросам налогового администрирования.
Он отметил, что недавно ряд общественных организаций обратились в Конституционный Суд с просьбой дать дополнительные разъяснения по вынесенному Определению  В частности, у предпринимателей вызывает серьезную озабоченность норма, согласно которой налогоплательщики не смогут принять к вычету суммы НДС, уплаченные из заемных средств. «Сейчас идет подготовка окончательного решения с учетом практики применения данного Определения. Думаю, Конституционный Суд ответит на все вопросы, которые прежде всего интересуют налогоплательщиков», — сказал глава Минфина России.
По проблеме применения Определения № 169-О возникают дискуссии и среди законодателей. По словам председателя экспертного совета Госдумы по совершенствованию налогового законодательства М.Ю. Орлова, депутаты активно обсуждают возможные варианты действий в связи с принятием Определения № 169-О.
Один из вариантов — обратиться от имени депутатов в Конституционный Суд с просьбой разъяснить это Определение. «Если суд признает, что действие Определения распространяется только на недобросовестных налогоплательщиков, как это указано в аналогичном Определении КС РФ от 08.04.2004 № 168-О, это значительно облегчит ситуацию», — уточнил М.Ю. Орлов.
Более радикальный вариант — внести поправки в Налоговый кодекс РФ. Законодатели предлагают перевести все организации на уплату НДС по методу начисления, а НДС принимать к вычету на основании выставленных счетов-фактур.

Налогоплательщиков будут обслуживать по стандартам

Скоро налоговые инспекции будут обслуживать налогоплательщиков по единым стандартам и с четким соблюдением установленных сроков. Как сообщили нам в Федеральной налоговой службе, налоговое ведомство совместно с Минфином России приступило к разработке стандартов обслуживания налогоплательщиков.
Стандарты будут представлять собой единый реестр услуг, оказываемых налогоплательщикам налоговыми органами. В реестре планируется прописать строго определенное количество времени, в течение которого должна быть оказана отдельная услуга. Как отмечают в ФНС России, сейчас сроки установлены только для отдельных операций: проведение сверки, предоставление ответов на запросы налогоплательщиков, государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей и т. д. Впоследствии время исполнения будет определено для каждой услуги, вплоть до устного информирования налогоплательщиков по вопросам. По замыслу Минфина и ФНС, стандарты будут открытыми. После их утверждения они будут опубликованы в СМИ, а также размещены на стендах налоговых инспекций и информационных листках.

«Российский налоговый курьер»

Вернуться в начало

Рассылки Subscribe.Ru
Арбитражный Практик
Налоговый практик
Кадровый практик

 

С уважением,

НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

info@balans.ru

Архив статей