ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПОДПИСКА

Налоговый практик N 31

I. Обзор федерального законодательства по налогам и сборам

II. Изменения в порядке исчисления и уплаты региональных налогов в Новосибирской области

III. Разъяснения порядка уплаты налога на имущество организациями, имеющими обособленные подразделения в разных районах г. Новосибирска

 

I. Обзор федерального законодательства по налогам и сборам  

1. Изменения, касающиеся взимания государственной пошлины

Главным событием в федеральном законодательстве о налогах и сборах является принятие  Федерального закона от 2.11.2004 г. №127-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Данный нормативный правой акт регулирует порядок введения в Налоговый кодекс РФ (часть вторую) главы 25.3 «Государственная пошлина», регулирующей порядок взимания государственной пошлины с 1 января 2005 года.

В связи с введением новой главы изменения внесены и вступят в действие в первой части Налогового кодекса РФ, а также во многих иных нормативных правовых актах, а именно:

-          Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»

-          Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»;

-          Закон РФ от 7.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»;

-          Закона РФ от 23.09.1992 г. №3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

-          Закона РФ от 23.09.1992 г. №3526-I «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;

-          Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462-I

-          и др.

В связи с вносимыми изменениями c 2005 года утратят силу следующие нормативные правовые акты:

-          Закон РСФСР от 9.12.1991 г. №2005-I «О государственной пошлине»;

-          Закон РСФСР от 12.12.1991 г. №2023-I «О налоге на операции с ценными бумагами»;

-          Закон Российской Федерации от 2.04.1993 г. №4737-I «О сборе за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний»;

-          и др. нормативные правовые акты и отдельные  нормы.

АНОНС: Основные изменения, касающиеся взимания государственной пошлины, вступающие в силу с 1 января 2005 года, будут прокомментированы в следующем номере «Налогового практика».

2. Отмена списка «традиционных экспортеров»

Приказом Федеральной налоговой службы от 21.10.2004 г. №САЭ-3-03/5@ «Об отмене понятия и перечня традиционных экспортеров»  отменено  понятие «традиционный экспортер» и аннулирован перечень традиционных экспортеров, действующий до момента издания настоящего Приказа.

3. Применение  контрольно-кассовой техники

- Письмом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004г. №33-0-14/684@ разъяснено, что «наличные денежные расчеты при приеме от населения металлолома должны в обязательном порядке производиться с применением контрольно-кассовой техники (в том числе контрольно-кассовых машин)».

           - Письмом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004г. №33-0-14/685  разъяснено, что «если ККТ используется кредитной организацией как субъектом торгово-экономических отношений, например, при наличных денежных расчетах в подведомственных столовых, кафе и т.п., то к такой ККТ действие Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» применимо в полном объеме как в части полномочий налоговых органов Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением налогоплательщиками требований Федерального закона, так и в части требований к самой ККТ».

 4. Налогообложение доходов физических лиц

Письмом МНС РФ от 29.10.2004г. №04-2-06/572@ «О налогообложении доходов физических лиц» разъяснено, что  «дополнительные выплаты, установленные законами субъектов Российской Федерации либо представительными органами местного самоуправления, в том числе в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не подпадают под действие п.1 ст. 217 Налогового кодекса РФ и подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях».

5. Исчисление налога  на прибыль организациями по деятельности собственных объектов общественного питания

- Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ

от 21.10.2004г. №03-03-01-04/1-78 разъяснено, что «подразделения организации, находящиеся на территории организации и имеющие тот же почтовый адрес, что и организация, в том числе помещения объектов общественного питания, в силу отсутствия территориальной обособленности, не могут рассматриваться в смысле Налогового кодекса РФ  обособленными подразделениями. Соответственно, статья 275.1 Налогового кодекса РФ  к таким подразделениям организации не применяется. В этом случае доходы и расходы организации (включая ее подразделения, находящиеся на одной с организацией территории) учитываются в целях налогообложения в обычном, установленном главой 25 Налогового кодекса РФ порядке. В  соответствии с подп.48 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи) включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией».

 

Вернуться в начало

Изменения в порядке исчисления и уплаты региональных налогов в Новосибирской области

Двадцать восьмого октября 2004 года Новосибирским областным советом депутатов третьего созыва принято Постановление о принятии в первом чтении проекта закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области».

Большинство принятых изменений вступают в силу с 1 января 2005 года. Положения, изложенные в п.7, 24 ст.1 законопроекта распространяются на отношения начиная с 1 января 2004 года.

Какие изменения ожидают налогоплательщиков Новосибирской области в следующем году и что важно учесть при исчислении региональных налогов в этом году? 

1. Плата за пользование водными объектами.

Полностью отменен первый раздел закона, регулирующий порядок определения ставок по федеральным налогам, установленным в Новосибирской области, в частности платы за пользование водными объектами.

С первого января 2005 года отношения в части взимания данного налога регулируются частью второй Налогового кодекса РФ главой 25.2 «Водный налог». В статье 333.12 Налогового кодекса установлены ставки водного налога, по которым будут исчислять данный налог налогоплательщики в следующем году.  

2. Налог на игорный бизнес

В 2005 году существенно возрастет налоговая нагрузка на плательщиков налога на игорный бизнес за счет увеличения ставок налога.

           В 2004 году   

В 2005 году

Степень изменения

Норма закона Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»

Ставки налога на игорный бизнес

 

Норма закона Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О налогах и особенностях налогообложения …»

Ставки налога на игорный бизнес

 

Статья 3.2

за один игровой стол - 80 000 рублей

Пункт 6 статьи 1

за один игровой стол – 125 000 рублей

Увеличится в 1,56 раза

Статья 3.2

за один игровой автомат - 3 500 рублей

Пункт 6 статьи 1

за один игровой автомат – 7 500 рублей

Увеличится в 2,14 раза

Статья 3.2

за одну кассу тотализатора или за одну кассу букмекерской конторы - 46 000 рублей

Пункт 6 статьи 1

за одну кассу тотализатора или за одну кассу букмекерской конторы - 125 000 рублей

Увеличится в 2,72 раза

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налог на имущество организаций

            3.1. Губернатор и совет депутатов Новосибирской области воспользовались правом, закрепленным пунктом 6 ст. 382 Налогового кодекса РФ, согласно которому  «законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода».

Так,  статья 4.3 Закона дополнена абзацем следующего содержания:

«От уплаты авансовых платежей по итогам отчетного периода освобождаются сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что за предыдущий год в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не мене 70%».

ВНИМАНИЕ! Освобождение от уплаты авансовых платежей налога на имущество сельскохозяйственных товаропроизводителей распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.

Освобождение от уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций указанной категории налогоплательщиков позволит последним не отвлекать часть денежных средств из товарооборота.

3.2. С 2005 года организации - в отношении автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности муниципалитета города Новосибирска, а также сооружений, являющихся неотъемлемой частью указанных дорог  освобождаются от уплаты  налога на имущество организаций.

           ВНИМАНИЕ! Освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении указанного имущества  распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.

4.  Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Дополнен перечень видов деятельности, в отношении которых применяется единый налог. Так, с 2005 года лица осуществляющие распространение и (или) размещение наружной рекламы будут обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход.

При исчислении единого налога налогоплательщикам необходимо обратить внимание, что с 2005 года вводиться новый дополнительный коэффициент «Коэффициент предпринимательской деятельности», который определяется в зависимости от вида деятельности в следующих размерах:

-          распространение и (или) размещение наружной рекламы – 0,5;

-          оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках – 1,0.

 

5. Отмена налоговых льгот

5.1. С 1 января 2005 года будут отменены льготы по платежам за пользование водными объектами в части, зачисляемой в бюджет Новосибирской области, которые ранее предоставлялись определенным категориям налогоплательщиков: садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан.

5.2. С 1 января 2005 года будут отменены льготы по платежам за забор поверхностных вод для орошения земель сельскохозяйственного назначения, централизованного водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, включая птицефермы и птицефабрики, в части, зачисляемой в бюджет Новосибирской области, которые ранее предоставлялись определенным категориям налогоплательщиков: сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с ч.1 п.2 ст.346.2 Налогового кодекса РФ.

5.3. С 1 января 2005 года будут отменены льготы по земельному налогу, которые ранее предоставлялись определенным категориям налогоплательщиков:

-          товаропроизводителям в Новосибирской области;

-          организациям общественного пассажирского транспорта общего пользования независимо от форм собственности, признанных таковыми в соответствии с Законом Новосибирской области «О пассажирских перевозках в Новосибирской области»;

-          некоторым категориям граждан (например, лицам, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома общей площадью до 100 кв. метров - за земельные участки, занятые этими домами, в поселках городского типа и сельских населенных пунктах; пенсионерам по старости, имеющим звание «Ветеран труда», инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий и др.);

-          гаражно-строительным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, а также кооперативам овощехранилищ.

 

6. Ставка налога на прибыль  организаций для зачисления в бюджет Новосибирской области увеличивается с 13% до 13,5% для следующих категорий налогоплательщиков:

-          общественных организаций инвалидов при условии участия этих организаций в исполнении целевых программ по социальной поддержке инвалидов;

-          учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, социальной защиты и поддержки населения, сельского хозяйства;

-          инвесторам;

-          товаропроизводителям Новосибирской области.

Порядок, дающий право субъектам Федерации изменять ставки по федеральным налогам, зачисляемым и их бюджеты,  остается неизменным как в 2004 году, так и в 2005 году.

Так, пунктом 1 ст.284 Налогового кодекса РФ определено, что в бюджеты субъектов Российской Федерации зачисляется сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке в размере 17%, в местные бюджеты -  в размере 2%.

При этом законами субъектов РФ налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, не ниже 13 процентов.

 

7.   Внесены изменения в порядок исчисления и уплаты налогов  инвесторами в Новосибирской области

 

7.1. Изменения порядка и размера предоставляемых льгот по налогу на прибыль организаций.

           В 2004 году   

В 2005 году

Статья

Содержание

Статья

Содержание

Инвесторы, осуществляющие производственную деятельность по реализации прошедшего конкурс инвестиционного проекта

Пункт 1 статьи 6.3

 

По налогу на прибыль организаций, налоговая ставка для исчисления суммы налога в части, зачисляемой в областной бюджет, устанавливается в размере 13 % при условии, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в ходе реализации инвестиционного проекта за соответствующий отчетный (налоговый) период, составляет не менее 50% в общем объеме выручки, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пункт 2 статьи 6.2

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для исчисления суммы налога в части, подлежащей уплате в бюджет Новосибирской области, устанавливается в размерах:

      -  13,5 % в случае, если сумма капитальных вложений, связанных с реализацией инвестиционного проекта по данным бухгалтерского учета, за период с начала реализации проекта превышает 4 % от налоговой базы по налогу на прибыль организаций за налоговые (отчетные) периоды сначала реализации проекта;

     -  15,5 % в случае, если сумма капитальных вложений, связанных с реализацией инвестиционного проекта по данным бухгалтерского учета, с начала реализации проекта составляет от 2 % до 4% включительно от налоговой базы по налогу на прибыль организаций за налоговые (отчетные) периоды с начала реализации проекта.

Инвесторы, не осуществляющие производственную деятельность по реализации прошедшего конкурс инвестиционного проекта

Статья 6.4

 

Ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет Новосибирской области, устанавливается в размере 13%.

Статья 6.3

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части, подлежащей уплате в бюджет Новосибирской области, устанавливается в размере 13,5%.

 

 7.2.  Установление ответственности для инвесторов за не предоставление либо предоставление в администрацию Новосибирской области искаженной информации в виде лишения права на получение налоговых льгот и снижение налоговой ставки.

           7.3. Определение порядка принятия решений об изменении сроков уплаты налогов.

Так согласно новому подп.4 п.6.4 Закона «Решение об изменении сроков уплаты налогов принимается налоговым органом по месту нахождения инвестора, по согласованию с финансовым органом Новосибирской области в пределах лимитов предоставления отсрочек, рассрочек и инвестиционных налоговых кредитов, определенных законом Новосибирской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год».

             

8. Внесены изменения в порядок исчисления и уплаты налогов товаропроизводителями в Новосибирской области

8.1. Изменение порядка и размера предоставляемых льгот по налогу на прибыль организаций.

           В 2004 году   

В 2005 году

Статья

Содержание

Статья

Содержание

Пункт 1 статьи 7.2

Льготы по налогу на прибыль организаций предоставляются ежеквартально нарастающим итогом с начала года в виде пониженной налоговой ставки, по которой исчисляется сумма налога, зачисляемая в бюджет субъекта Российской Федерации:

- 13% - для товаропроизводителей, обеспечивших превышение налоговой базы отчетного периода не менее чем в 1,65 раза по отношению к налоговой базе аналогичного периода предыдущего года с учетом коэффициента сопоставимости;

- 15% - для товаропроизводителей, обеспечивших превышение налоговой базы отчетного периода от 1,25 до 1,65 раза по отношению к налоговой базе аналогичного периода предыдущего года с учетом коэффициента сопоставимости.

Пункт 1 статьи 7.2

Снижение товаропроизводителям ставки по налогу на прибыль организаций в части, подлежащей уплате в бюджет Новосибирской области, производимое ежеквартально нарастающим итогом с начала года, устанавливается в следующих размерах:

- 13,5% - для товаропроизводителей, обеспечивших превышение налоговой базы отчетного периода не менее чем в 1,3 раза по отношению к налоговой базе аналогичного периода предыдущего года с учетом коэффициента сопоставимости;

- 15,5% - для товаропроизводителей, обеспечивших превышение налоговой базы отчетного периода от 1,13 до 1,3 раза по отношению к налоговой базе аналогичного периода предыдущего года с учетом коэффициента сопоставимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.2.  Внесены изменения в условия, которые должны быть  выполнены налогоплательщиками – товаропроизводителями  для предоставления налоговых льгот.

           В 2004 году   

В 2005 году

Статья

Содержание

Статья

Содержание

Подпункт «в» п.2 ст.7.5

Превышение не менее чем в 1,5 раза среднемесячной заработной платы за отчетный период текущего года по отношению к установленной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения Новосибирской области за данный отчетный период.

 

Подпункт «в» п.1 ст.7.3

Превышение уровня среднемесячной заработной платы одного работника за предшествующий год и отчетный период текущего года по отношению к установленной величине прожиточного минимума для трудоспособного населения Новосибирской области за соответствующий отчетный период:

- для товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность в городе Новосибирске - не менее чем в 2 раза;

- для товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность в городах областного значения - не менее чем в 1,4 раза.

            Для товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность в иных населенных пунктах области, допускается уровень среднемесячной заработной платы одного работника не менее 70 % установленной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения Новосибирской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернуться в начало

Разъяснения порядка уплаты налога на имущество организациями, имеющими обособленные подразделения в разных раонах г. Новосибирска

Письмом УМНС по Новосибирской области РФ от 26.10.2004г. №МШ-09-08.1/15545 «О налоге на имущество организаций» разъяснено, что  «если организация и ее обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, и (или) объект недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) находятся в разных районах г. Новосибирска (одного муниципального образования), организация может представлять по своему местонахождению налоговые декларации (налоговые расчеты по авансовым платежам) с учетом данных по обособленному подразделению, имеющему отдельный баланс, и (или) объекту недвижимого имущества, находящимся на территории г. Новосибирска, и, соответственно, уплачивать налог по местонахождению организации. При этом, в представляемой налоговой декларации (налоговом расчете по авансовому платежу) указывается код по ОКАТО того района г. Новосибирска, территорию которого курирует налоговый орган, где состоит на учете юридическое лицо. В этом случае организация должна уведомить налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, и (или) по местонахождению объекта недвижимого имущества об уплате налога на имущество организаций по местонахождению организации по прилагаемой форме».

Вернуться в начало


 

НАЛОГОВЫЙ ПРАКТИК

info@balans.ru