Группа компаний Баланс
Миссия ГК "Баланс"
Главная
О группе компаний
Персоналии
Услуги
Новости
ВАКАНСИИ
Наши партнеры
Регистрация
Он-Лайн консультация
Наши рассылки
Обратная связь
Контакты
Ссылки
Карта сайта
Вход для клиентов
email:
пароль:
Забыли пароль?
Международные стандарты финансовой отчетности (ACCA). НОУ «Баланс» представляет программу по подготовке специалистов по Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МСФО) с целью сдачи экзамена для получения Диплома АССА по МСФО ДипИФР / Diploma in the International Financial Reporting (DipIFR Rus)
Участник системы «Ваша квартира»
Оценка квартиры за 1900 рублей, до 31 мая
Если вы заметили орфографическую, стилистическую или другую ошибку на этой странице, просто выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Окно в Европу из Сибири!
Диплом по Международным стандартам финансовой отчетности Aссоциации Присяжных Сертифицированных бухгалтеров Великобритании (DipIFR АССА) на русском языке. Экзамены в Новосибирске! Подробнее…
Куда бы ты ни шел, иди со всей душой.
Конфуций

Библиотека

Налоговый практик N 33

Версия для печати

  1. Порядок учета расходов на вневедомственную охрану для целей налогообложения
  2. Особенности уплаты ЕНВД организациями, имеющими торговые залы площадью как более, так и менее 150 кв. м.
  3. Отнесение торговых помещений к стационарной и нестационарной торговой сети
  4. Образовательные программы и семинары

Новости группы компаний БАЛАНС

  14 Июля, 2005
Отныне группа компаний "Баланс" имеет возможность оказать содействие своим клиентам в привлечении заемных средств в Западной Европе. Подробнее об услуге можно узнать здесь.

Все новости

Порядок учета расходов на вневедомственную охрану для целей налогообложения

В последнее время в прессе много внимания уделяется возможности учета расходов на вневедомственную охрану при исчислении налога на прибыль. Данный ажиотаж был вызван Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10.03.05г. №03-03-01-04/1/107, которое запрещало учитывать данные расходы в связи с их целевым характером.

В действующем законодательстве в области бухгалтерского учета отсутствуют четкое определение целевого финансирования и детальная методология его учета. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. Приказом Минфина России от 16.10.2000г. №92н), определяет методологию бухгалтерского учета средств целевого финансирования только в узком смысле целевого финансирования – государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.

Бухгалтерский учет средств целевого финансирования регламентируется Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000г. №94н). Согласно Плану счетов учет поступления и расходования средств целевого финансирования осуществляется на счете 86 «Целевое финансирование».

В характеристике счета 86, приведенной в Инструкции, средства целевого финансирования определяются как:

  • средства, предназначенные для осуществления мероприятий целевого назначения;
  • средства, поступившие от других организаций и лиц;
  • бюджетных средств и др.

Эта характеристика не раскрывает истинную сущность целевого финансирования и не может быть использована в качестве его определения. Из-за отсутствия четкого и однозначного бухгалтерского определения целевого финансирования на практике для целей бухгалтерского учета зачастую используются критерии отнесения тех или иных средств к средствам целевого финансирования, изложенные в налоговом законодательстве, что, не совсем корректно.

Налоговое законодательство идентифицирует средства целевого финансирования достаточно четко. В соответствии с пп.14 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования:

  • в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
  • в виде грантов - денежных средств или иного имущества в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
  • гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
  • гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
  • гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
  • в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
  • в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов;
  • в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
  • в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
  • в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно-опасные производства и объекты, из резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;
  • в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Важным с нашей точки зрения является положение второго абзаца п.14 ст.251 НК РФ, в котором говорится, что имущество должно использоваться по назначению, определенному организацией, являющейся источником целевого финансирования. Иными словами, факт использования средств по назначению должно быть подтвержден. Акт, подписанный сторонами об оказании услуг по охране, таким подтверждением не является. Это акт подтверждает факт оказания услуги. Факт использования средств по целевому назначению, видимо должен быть оформлен каким-то другим документом.

Некоммерческим организациям в соответствии с п.2 ст.251 НК РФ дополнительно предоставляется право не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности приведен в п.2 ст.251 НК РФ и является закрытым. К таким поступлениям относятся:

  1. осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (согласно ст.582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях);
  2. имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
  3. суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
  4. средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
  5. совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
  6. пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
  7. использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
  8. отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений);
  9. средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
  10. использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Минобороны России и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
  11. имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.

Иными словами «средства целевого финансирования» - это имущество, полученное и использованное по тому назначению, которое определили фирма-источник финансирования или же закон.

Источником финансирования фирма названа, лишь когда она сама определяет назначение, по которому получатель передаваемого ею имущества должен его использовать. А вот когда назначение определяет закон (в нашем случае закон о милиции), источник целевого финансирования, если так можно выразиться, безлик. Это деньги, аккумулируемые в системе МВД и расходуемые по сметам, которые составлены исходя из определенных им нормативов. То есть целевое финансирование возникает в момент получения и распределения денег.

Фирма же, перечисляя плату за оказанные ей услуги, просто исполняет свое обязательство по договору и источником целевого финансирования в этом случае не является. Ведь и высшие арбитры в своем постановлении подтвердили, что отношения фирм с вневедомственной охраной - не что иное, как оказание платных услуг.

Более того, в пункте 14 статьи 251 приведен закрытый перечень видов целевого финансирования и плата за услуги министерств и ведомств в нем не названа.

Постановление Президиума Высшего арбитражного суда очень ловко превратило полученные средства от предпринимательской деятельности в целевое финансирование из которого складывается бюджет органов вневедомственной охраны. И ведь оказалось достаточным, чтобы Законом «О милиции» был предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны. «Подразделения милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел финансируются за счет средств, поступающих на основе договоров», именно так звучала часть 3 ст.35 Закона. Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ внесены изменения в закон «О милиции» по которым часть 3 ст. 35 отменена. Статья 35 Закона «О милиции» имеет следующий вид «Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Попробуем разобраться, что это за «иные поступления в соответствии с законодательством РФ». Ответ на этот вопрос дает Закон от 23.12.04г. №173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год», в котором, под кодом бюджетной классификации 1 13 01180 01 0000 130 скрывается «плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан». Статьей 21 Закона «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, «что в 2005 году средства, поступающие на счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также после возмещения убытков в связи с кражами, пожарами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, зачисляются в полном объеме в доходы федерального бюджета».

Согласно Закону «О федеральном бюджете на 2005 год» средства, полученные органами вневедомственной охраны после возмещения убытков в связи с кражами, пожарами, после уплаты налогов, должны быть зачислены в федеральный бюджет в полном объеме. Данным платежам присвоен код бюджетной классификации, который указан в Законе «О федеральном бюджете на 2005 год».

В 2002 году, когда Высший арбитражный суд принимал решение, он опирался на Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.92г. №589). В этом положении в п.10, 11 говорится «Вневедомственная охрана осуществляет свою деятельность на принципах самоокупаемости, самофинансирования и содержится за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников.

Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.

Фонд оплаты труда работников вневедомственной охраны формируется в пределах 80 процентов от средств, поступающих по договорам от собственников. Средства, остающиеся в распоряжении вневедомственной охраны после уплаты налогов, изъятию не подлежат. Они накапливаются на счетах и расходуются на развитие вневедомственной охраны, финансирование социальных программ».

Действия п.10 и 11 Положения были приостановлены на 2004 год. В 2005 году в связи с изменением ст. 35 Закона «О милиции» мы считаем, что данное Положение противоречит нормам Закона. Так как Постановление ВАС опиралось на нормы Закона, статья, которого претерпела изменения, и Положения, пункты которого не соответствуют Закону, то в 2004 и 2005 годах Постановление ВАС применять неправомерно.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о нарушении прав организаций, которые оплачивают услуги по оказанной охране, и которые в целях налогового учета не могут принять эти расходы. Статья 35 Закона «О милиции» регулирует лишь порядок финансирования вневедомственной охраны, т.е. определяет статус сумм, полученных охраной из казначейства. Статус сумм, перечисляемых в казначейство охраняемыми лицами, эта статья Закона не определяет.

Кроме того, в силу ст.152 Бюджетного кодекса участниками бюджетного процесса являются бюджетные учреждения и получатели бюджетных средств. Плательщики в бюджеты не являются стороной, участвующей в бюджетных отношениях. Можно сделать вывод о том, что средства, полученные бюджетной организацией, являются для нее целевыми, а для плательщика эти средства таковыми не являются.

Эти средства являются оплатой по гражданско-правовому договору и попадают по действие главы 39 «Возмездное оказание услуг».

Следовательно, следует очень тщательно подходить к тексту договора, который заключается с вневедомственной охраной. Договор должен быть заключен на оказание услуг по охране, а не на исполнение целевой программы по охране (например, содержание охраны).

Федеральным Законом от 06.06.2005г. №58-ФЗ внесены изменения в подп.6 п.1 ст. 264 НК, в соответствии с которым, в прочие расходы, связанные с производством или реализацией включены затраты на услуги, оказываемые органами вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии с законодательством РФ.

Минфин издал несколько писем, разъясняющий порядок применения положений главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» в 2005 году.

Кириллова Анна Феофановна, ведущий аудитор группы компаний БАЛАНС

Вернуться в начало

Особенности уплаты ЕНВД организациями, имеющими торговые залы площадью как более, так и менее 150 кв. м.

Согласно первому из них от 21.12.04г. №03-06-05-02/22 организации, осуществляющие торговую деятельность в помещениях площадью как более, так и менее 150 кв. м. обязаны вести раздельный учет операций как подпадающих под ЕНВД, так и подлежащих обычному налоговому учету. Торговля, осуществляемая в залах площадью более 150 кв. м., подпадает под общий режим налогообложения. Торговля, осуществляемая в залах меньше 150 кв. м., подпадает под действие специального налогового режима. Этим письмом Минфин подтвердил сложившуюся практику, применяемую арбитражными судами, которые выносили решение на основании положений подп.4 п.2 ст.346.26 НК РФ, в которой под ЕНВД подпадает деятельность «розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади».
Письмо было подписано заместителем министра финансов господином Шаталовым С. Д. Причем в последнем абзаце было сказано, что «Минфин России считает возможным производить перевод организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, в том числе через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м, на единый налог начиная с 1 января 2005 года без перерасчета налоговых обязательств за период применения ими иных режимов налогообложения».
Важным в последнем абзаце можно считать, что негативные последствия (штрафы, пени) для организаций применявших в 2003-2004 годах рекомендации Минфина о применении общего режима налогообложения при наличии хотя бы одного помещения общей площадью более 150 кв. м. не наступают. Второй момент, на который обращаешь внимание – это перевод с 01.01.2005 г. организаций на ЕНВД при осуществлении торговли из помещений площадью более 150 кв. м.

Эту точку зрения Минфина довела до своих подразделений Федеральная налоговая служба письмом от 27.12.04г. №22-0-10/1964, рекомендовав использовать его в своей деятельности. «Федеральная налоговая служба направляет для руководства в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2004 N 03-06-05-02/22 о порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли одновременно через стационарные объекты организации розничной торговли, имеющие торговые залы площадью не более 150 квадратных метров, и стационарные объекты организации розничной торговли, имеющие торговые залы площадью более 150 квадратных метров».

Но не все так просто. Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13.01.05г. №03-06-05-04/01 декларируется, что «за неисполнение предусмотренных Кодексом обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с главой 16 Кодекса. Так, за нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе применяется ответственность согласно статье 116 Кодекса.
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения влечет взыскание штрафа в соответствии со статьей 120 Кодекса. Статьей 122 Кодекса установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в соответствии со статьей 119 Кодекса.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в соответствии со статьей 114 Кодекса.

В случае, если вашей организацией излишне уплачены налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, суммы излишне уплаченных налогов могут быть зачтены в счет уплаты единого налога на вмененный доход в порядке, установленном статьей 78 Кодекса».

Как видно из приведенных отрывков писем Минфина, они противоречат друг другу. Конечно, налогоплательщику придется выбирать пересчитывать ЕНВД за 2003-2004 годы или не пересчитывать. Насколько тяжелы будут последствия в виде штрафов, пеней. «Съедят» ли они переплату, сформировавшуюся за счет применения общего режима налогообложения. Защищать себя придется. Для проведения правильной линии защиты напоминаем положения подп.3 п.1 и п.2 ст.111 НК РФ, в которых установлено, что лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, при выполнении налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Кириллова Анна Феофановна, ведущий аудитор группы компаний БАЛАНС

Вернуться в начало

Отнесение торговых помещений к стационарной и нестационарной торговой сети

Согласно письму от 03.03.05г. №03-06-05-04/49 Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ объяснены объекты налогообложения согласно требованиям ст. 346.27 НК РФ. Проведено обоснование отнесения помещений торговли к стационарным и нестационарным торговым сетям. К стационарной торговой сети относятся магазины, павильоны, киоски (ст. 346.27). Магазином считается – «специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаж».

К нестационарной торговой сети относится торговая сеть, «функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые в соответствии с требованиями предыдущего абзаца настоящей статьи к стационарной торговой сети».

Важный вывод сделан этим письмом «если используемое помещение для осуществления розничной торговли не соответствует установленному главой 26.3 Кодекса понятию магазина, то его следует рассматривать как объект нестационарной торговой сети.

При этом торговые точки, используемые для розничной торговли, относятся к нестационарной торговой сети по признаку иных объектов, в которых осуществляется торговля, не относимых в соответствии с требованиями главы 26.3 Кодекса к стационарной торговой сети (например, в здании (его части), которое не является местом, специально приспособленным для ведения торговли).

В этом случае на основании статьи 346.29 Кодекса исчисление единого налога на вмененный доход производится с использованием показателя базовой доходности - торговое место».

Таким образом, к помещениям нестационарной торговой сети можно отнести склады, производственные помещения, не предназначенные для торговли и др. помещения, которые можно использовать для организации торговли (например, офис).

Напоминаем, что плательщиком ЕНВД станет тот, кто отпускает товар (за исключением подакцизного) за наличный расчет или рассчитывается с использованием платежных карт.

Кириллова Анна Феофановна, ведущий аудитор группы компаний БАЛАНС

Вернуться в начало

Образовательные программы и семинары

Группа Компаний «БАЛАНС» получила Аккредитацию учебного центра по обучению Международным Стандартам Финансовой Отчетности (МСФО).

Приглашаем Вас принять участие в подготовке к экзамену по программе АССА DipIFR (Rus)

Диплом по МСФО – это программа, разработанная для профессионалов в области финансов и бухгалтерского учета, которые желают освоить МСФО и получить международную квалификацию

Начало занятий – 19 сентября 2005 г., экзамен – 24 ноября 2005 г.
Место проведения занятий и экзамена – г. Новосибирск

Преподаватели:

Подробную информацию о семинарах можно узнать на сайте группы компаний БАЛАНС

Вернуться в начало

25 июля, 2005


Налоговый практик


Разделы

Арбитражный практик (1)
Посвящается налогоплательщикам, защищающим свои экономические интересы и доброе имя в арбитражном поединке с налоговыми органами, и тем, кто только готовится это сделать.
Содержит: арбитражную практику по налоговым спорам.

 Кадровый практик (1)
 

 
Практикум управленца (1)
 

 МСФО (4)
Cтатьи по Международным стандартам финансовой отчетности

 
Налоговый практик (19)
Периодическое электронное издание

 Право (22)
Статьи по правовой тематике

 
Кадровый менеджмент (8)
Статьи по кадровому менеджменту

 Управление (4)
Статьи посвящённые управлению

 
Управление персоналом (8)
Статьи по управлению персоналом

 Формы бухгалтерской отчетности (7)
Формы налоговой отчётности в формате Excel и Word

 
Формы налоговой отчётности (17)
Формы налоговой отчётности в формате Excel и Word

 Формы налоговой отчётности по налогу на прибыль (4)
Формы налоговой отчётности в формате Excel и Word

 
Формы налоговой отчётности по НДС (2)
Формы налоговой отчётности в формате Excel и Word

 Формы налоговой отчётности по акцизам (4)
Формы налоговой отчётности в формате Excel и Word

 
Формы налоговой отчётности по НДФЛ (2)
Формы налоговой отчётности в формате Excel и Word

 Документы (3)
Документы ГК "Баланс"

 
Новые поступления

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Группа Компаний "Баланс"
г. Новосибирск, ул. Ленина, 21/1, корпус 2,офис 10, 18.
тел./факс: +7 (383) 319-18-97
Почтовый адрес
630004 г. Новосибирск, а/я 85
E-mail: info@balans.ru
(383) 319-18-97